11 сентября 2015

Календарь больших перемен

О.В. Доброчеев
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.


«Память» Николай Гумилев
Вступление

Автору календаря перемен регулярно приходят письма с просьбой о консультациях, которые носят частный характер. Пытаясь ответить на эти запросы, мы, в сотрудничестве с редакцией сайта Перемен и психологом Ольгой Цымановой, подготовили материал о больших переменах, которые хотя и редко случаются в жизни, требуют введения существенных корректив в наши планы на будущее.

Помимо ежедневных перемен, мы время от времени сталкиваемся с радикальными изменениями своей жизни.

Из детства и отрочества вдруг попадаем в юность, потом становимся специалистами, с профессиями, о которых порой не подозревали. Затем, хотя и закономерно в целом, но также неожиданно - отцами или матерями, дедушками и бабушками, испытывая при этом, то невероятное везение, то рок судьбы.

Что же заставляет нас так сильно изменяться, порой до неузнаваемости? И есть ли в этих больших переменах, назовем их так, предвестники будущего?

1. Изменчивая природа нашей жизни

Жизнь человека не следует ни одному из хорошо известной науки законов. Она не подчиняется ни детерминистической логике, ни вероятностной, хотя в каких-то частях им соответствует.

Жизнь, скорее, носит сказочный характер.

Направо пойдешь – жизнь потеряешь, налево – коня, прямо - все потеряешь.

Т.е., на любом пути человека поджидают испытания, потрясения и потери.

К такому пониманию жизни наука подошла совсем недавно, со времени появления первых работ Колмогорова и Пригожина. Поскольку только таким языком и можно описать так называемые диссипативные процессы в природе, обществе и, как мы полагаем, в человеке, для которых Колмогоров придумал краткую и действенную турбулентную модель. Модель процессов, развитие которых сопровождается неизбежными потерями энергии и жизненных сил.

Системы, в которых происходят такие процессы, обладают рядом удивительных свойств.

Изменение их состояния происходит циклично, однако не симметричным образом, а приблизительно так, как это показано на рис. 1 (Распределение творческой активности или пассионарности (E) и продуктивности (V) человека по волне больших перемен).

В первой половине такой волны «жизни», в отличие от гармоничного цикла, наблюдается всплеск активности (т.е. частоты важных событий, которой человек измеряет продолжительность времени), а во второй – всплеск продуктивности. Такую неравномерность жизни Н.С. Михалков описывает формулой: «Пол жизни человек работает на свое имя, а пол жизни имя работает на человека».

Самоорганизующиеся системы, характеризующиеся такой несимметричной волной, неустойчивы. Поэтому их поведение носит кризисный характер, который проявляется в резких подъемах и спадах активности и продуктивности, как показано на рис. 1. Такие кризисные процессы сопряжены часто с резкими изменениями окружающей среды, к которым мы не успеваем подстроиться. Все это и вынуждают нас к качественным перестроениям.

Кратко основные фазы волны больших перемен можно описать следующим образом (см. табл. 1 Основные фазы волны больших перемен).
2. Волны творчества

В 1960-х годах в Советском Союзе вышел совместный с французами фильм «Третья молодость», в котором шла речь о творческой судьбе Мориса Петипа. В фильме довольно убедительно показаны три крупные волны жизни Петипа, одна из которых протекала в Париже, а две другие в России. Конечно, это было художественное изображение повторяющихся жизненных метаморфоз. Однако, фильм поставил вопрос: А сколько у человека, может быть крупных плодотворных начинаний? Известно, например, что Ньютон за свою жизнь успел побывать и физиком, и историком, и финансистом, и теологом. Много следов в совершенно разных сферах деятельности оставили и Ломоносов, и Менделеев.

Что же это, естественная многоликость человека, присущая каждому, хотя, может быть, и не в такой яркой форме как у Ньютона или Ломоносова, или особенность великих людей?

Благодаря Льву Толстому мы знаем, что в жизни четко выделяются периоды детства, отрочества, юности. А известный русский врач и физиолог Пирогов полагал, что полный жизненный цикл человека складывается из целых отрезков времени (хрононов, как их называли греки), соответствующих возрасту начала юности, который он считал равным 14 годам. (Судя по продолжительности жизни Пирогова (71 год), начало его юности действительно пришлось на 14 лет.)

По этим представлениям, первый переходный возраст человека составляет 14 лет, зрелость наступает в 28, вершина жизни достигается после 42 лет, а старость - в 56 лет. И такие ритмы действительно встречается в жизни. Иосиф Бродский, например, проживший 56 лет, в 14 лет поступал в морское училище. К 28 годам он сложился как поэт, а с 42 лет и до конца жизни постоянно преподавал в университете штата Массачусетс. В этом периоде в возрасте 47 лет он получил Нобелевскую премию по литературе, а в 49-летнем возрасте (за семь лет до кончины) написал пророческие стихи: «Век скоро кончится, но раньше кончусь я». В табличной форме эту волну жизни поэта можно представить следующим образом.

Переходный возраст, из отрезков которого складывается наша жизнь, не у всех людей составляет 14 лет. Встречаются периоды и в 10 лет и в 16. и другие.

У Пушкина, например, если посмотреть на его жизнь под этим углом зрения, можно заметить три волны больших перемен. Первая, продолжительностью в 12 лет, от момента рождение до поступления в лицей, определившего всю его дальнейшую жизнь. Вторая с этого момента и до возвращения из ссылки и всеобщего признания, продолжительностью в 14 лет. И последняя, продолжительностью около 12, связанная с браком, вершиной творчества и смертью. По нашим представлениям в одних и тех же фазах всех этих волн Пушкина должны были повторяться схожие жизненные ситуации, описанные схематично в табл. 1. Посмотрим, с какими событиями они были связаны. Вот какая при этом возникает периодика его длиной волны перемен приблизительно 12-13-летней продолжительности.
3. Волны больших перемен

Рассмотрение этой таблицы приводит к интересному наблюдению. Оказывается, разворачивание волны больших перемен в разных периодах жизни поэта (детство, юность, зрелость) порождает различные жизненные ситуации и поступки одинаковой, тем не менее, тональности.

Например, в длительной фазе творческого кризиса, в последней четверти цикла, в 9-летнем возрасте поэзия Пушкина подвергалась насмешкам, в 23-летнем побуждала его к творческому смирению, а 37-летнем возрасте – толкала на дуэль.

Эта явно не мажорная тональность последней четверти волны резко отличает ее от первой четверти, которую поэт описывает словами:

«С ясною душою

Пускаюсь нынче в новый путь…»

Любопытно, но точно такая же смена тональностей характерна и для времен года, если за его начало принять месяц май. Вспомним, какой большой оптимизм мы испытываем с приходом весны. В мае нам приятны даже грозы, как это заметил Тютчев: «Люблю грозу в начале мая…».

Эти сопоставления подвигают к предположению о возможности сравнения времен года и периодов творческой активности человека, приблизительно так, как это показано в таблице 4 (Времена года – этапы волны больших перемен).

4. Формула счастья

Говорят, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. И хотя состояние счастья испытывали многие, и, порой, не раз, никто, однако, не смог дать его точного научного описания. Чтобы счастливым мог стать каждый, приблизительно так же как он «чудесным» образом, с точки зрения совсем недавнего прошлого наших прабабушек, может сегодня практически мгновенно оказаться в любые точки Земного шара с помощью самолета или связаться с партнером на любом расстоянии с помощью мобильной связи и Интернета.

Т.е. никто к сегодняшнему дню не смог найти формулу счастья, такую же ясную, как формула Жуковского для подъемной силы крыла самолета, или законы Ньютона и уравнения Больцмана. Формулу, по которой можно было бы если и не окунуться в счастье, когда захочешь, то хотя бы постепенно, но гарантированно к нему приблизиться.

В чем причина этого? Может быть, такой формулы нет вообще?

Или, человеку для счастья достаточно следовать семейным и религиозным традициям?

Но проблемы были и в традиционном обществе, достаточно вспомнить Ромео и Джульетту или Офелию и Гамлета. А современная статистика народонаселения, браков и разводов показывает, что положение с этим в России или Европе не столь благополучное, как, скажем, в Индии.

Что же делать?

Вероятно, в этом, как и в остальных случаях, следует воспользоваться, научным методом, даже, несмотря на все его очевидные недостатки. Поскольку другого признанного средства мы сегодня не имеет. И хотя научный метод, как мы все более и более убеждаемся, не только не позволяет сделать комфортную жизнь, но, даже комфортный ковер самолет, а всего лишь аварийно-опасное летательное устройство под названием самолет. Однако, это устройство вовремя доставит нас к цели и т.д. и т.п.

Пока другого средства не придумано, не воспользоваться научным методом, мы не можем.

5. Формула, которой нет

Поэты прекрасно описали предчувствие счастья, оставив нам небольшой простор для воображения.

Немногие, однако, смогли этим воспользоваться.

Формулы счастья нет.

Но есть закономерности, которые к нему ведут порой сильнее и нашей целеустремленности и чьей бы то ни было воли. Это законы природы, которым мы постоянно вынуждены следовать. И не важно, что порой о них мы не знаем. Это не освобождает нас от необходимости их соблюдения.

Из всего, что нам известно о счастье, можно только сделать вывод, что оно сопряжено с полнотой нашего самовыражения здесь и сейчас, прежде всего в любви, а, потом и в иных сферах творчества.

Мы также знаем, что не каждый день попутный ветер перемен дует в наши паруса.

А логика больших перемен приблизительно такая же, как и малых. С одной стороны, она базируется на строгом чередовании качественно подобных состояний, а, с другой на принципе дополнительности: если не везет в одном, то повезет в прямо противоположном.

Таблицы 2 и 3 показывают, что устойчивый оптимизм, так необходимый нам для счастья, посещает нас лишь в самом начале волны больших перемен, продолжительность которой у разных людей составляет от 10 до 16 лет. Встретив в этот период свое счастье, мы имеем возможность прожить долгую и интересную жизнь (не меньшую, чем длина нашей творческой волны).

Это хорошо видно на графике, описывающем последовательность волн больших перемен Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (рис. 2 Волны творческой активности (пассионарности) Плисецкой и Щедрина).
Встретившись в «мае месяце» своей жизни, который у Майи соответствовал 33-летнему возрасту, а у Родиона - 26-летнему, они вместе прожили 57 лет. И это, не смотря на не типичную для удачного брака разность в возрасте и дисгармоничность отношений во второй половине жизни. История этого брака показывает, что творческое единение, начавшееся в «Мае», обладает исключительной устойчивостью и может подарить людям долгую и счастливую жизнь.

6. Нет правил без исключений

А вот счастливая семейная жизнь Петра Первого и его супруги, ставшей со временем императрицей Екатериной, началась совсем иначе. Об этом говорит сравнение их волны, как это показано на рис. 3 (Творческие волны Петра I и Екатерины I).
Петр и его будущая жена познакомились, когда ей было 19 лет, а Петру 31. Если посмотреть на графике рис. 3, в какой фазе волн это произошло, то можно обнаружить, образно говоря, что это была не весна жизни, а глубокая осень. Тем не менее, они прожили вместе 22 года и родили 11 детей.

В чем причина этого? Она, с точки зрения волновой модели, заключена в двух обстоятельствах.

Первое и самое главное, в том, что в момент встречи степень гармоничности их отношений была исключительна. Поскольку, хотя они и пребывали в осени жизни, однако, в ее совершенно одинаковой тональности, которая обусловила высокую степень сопереживания.

А второе связано с тем, что в аналогичный период 13 лет назад (это жизненный цикл Петра) он влюбился в Анну Монс.

«Осенние» браки, однако, далеко не всегда так долговечны и плодотворны. Об этом говорит история Александра Пушкина и Натальи Гончаровой.
Хотя при вступлении в «осенний» брак волны Александра и Натальи совпадали, как у Петра и Екатерины, они подвели их в 1837 году к роковой черте, преодолеть которую не удалось. Им не хватило либо внешнего благоприятствования, как у Петра и Екатерины, либо запаса прочности, накопленного долгой совместной жизнью, как у Родиона и Майи, или чего-то еще.

А то, что Пушкин в этот период, как видно в таблице 3, оказался в состоянии «Апреля», а Дантес, как показал наш анализ, «Июня», предопределило исход поединка еще до выстрела.

Удивительной оказалась дальнейшая жизнь Натальи. Ровно через 13 лет после брака с Пушкиным (которые составляли длину ее волны) Наталья выходит замуж второй раз за, мы бы сказали, «физического» двойника Пушкина - генерала Ланского (не Ленского), который был не только ровесником поэта, но и обладал таким же ритмом жизни, как и он.

Судьба явно благоволила жене Пушкина. Редко кому она предоставляет второй шанс войти в одну и ту же реку жизни, да еще на целых 20 лет!

7. Каждый может жить так, как он хочет

В заключении, перефразирую Г. Форда, заметим, что каждый может жить так, как он хочет, только каждые 10 - 16 лет с ним будут происходить не объяснимые, порой, потрясающие, перемены.

Связано это со «сказочной» логикой больших перемен, область действия которой простирается далеко за рамки хорошо известного прошлого. Ее истоки находятся в давно забытых событиях 10-16-летней давности, а то и в еще более ранних периодах жизни.

Согласно этой длинноволновой логике, большие перемены вполне предсказуемы, по крайней мере, по времени своего наступления. Каждый может определить эти периоды, вспомнив свое детство, отрочество и юность, как это сделал Лев Толстой и на что обращал внимание Пирогов, и найти т.о. свою волну перемен. А уже на ее основе построить календарь больших перемен.

Наши исследования только немного уточняют модель Пирогова, показывая, что хрононы или длинные волны жизни у каждого человека свои, а соотносятся они друг с другом в пропорции 1:2. Например, 5-7 лет - отрочество, 10-14 лет – юность, 20-28 - зрелость.

Ну, а дальше наступают неповторимые периоды творчества, число и качественное содержание которых зависит только от нас самих. И чем разнообразнее, глубже и обширнее наши интересы, тем больше сил, времени и изобретательности понадобиться нам для их претворения в жизнь.
Made on
Tilda