Олег Доброчеев «Пятая Россия». ИНЕРТЭК. 2006 г., параграф 1.3.
Что сегодня происходит в России и мире
можно понять, заглянув в книгу Олега Доброчеева «Пятая Россия». ИНЕРТЭК. 2006 г., параграф 1.3.
В этом разделе книги раскрыт смысл слов Тютчева: «умом Россию не понять, аршином общим не измерить» и известного мнения Бисмарка о нашей стране: «русский мужик долго запрягает, но быстро едет». Для этого в текст книги внесены всего две строчки, отмеченные желтым цветом.
1.3. Облако - Россия

Цикличность российской истории. Оценки и гипотезы. В литературе существует множество подходов к периодизации отечественной истории, основанных на разных исторических материалах и разных концепциях.

Широкое распространение имеет, например, модель исторического процесса России, показанная в таблице 1 [33].
Как видно из таблицы, все основные вехи российской истории с погрешностью менее чем в 10% можно рассматривать циклическими, с периодом в 80 лет. Любопытно, но очень близкий к 80-летнему циклу России — 78-летний период между революциями в нашей стране некоторые исследователи приписывают поэту
А. Пушкину.

Если же подойти к данным таблицы 1 с погрешностью не более 5%, то 80-летними можно рассматривать лишь первые 4 крупных исторических цикла страны, а 2 последних оказываются в этом случае ближе к 72-летнему циклу.

Точно такую же 72-летнюю цикличность в российской истории обнаружили Е. Максимов, а также Г. Кваша, В. Лапкин и В. Пантин (здесь и далее см. Азроянц Э.А. «Глобализация...», М., 2002 г.). Правда, последние представляют 72-летний цикл не как самостоятельный исторический период, а как половину более крупного — 144-летнего цикла. Здесь следовало бы обратить внимание на близость последнего 144-летнего исторического цикла России приблизительно 140-летнему циклу, по нашей оценке, имеющему место быть во всемирной истории (Таблица 1, раздел 1.2).

С еще меньшим, приблизительно 65-летним в среднем интервалом рассматривается цикличность истории В. Пашинским. А. Пархоменко видит российскую историю нарисованной более крупными, но уже в среднем приблизительно 85-летними мазками.

Еще более масштабной во времени — 400-летней российская история представляется В. Мошкову. Помимо В. Мошкова на наличие в российской истории приблизи­тельно 410-летнего «сдвига» указывают в своих работах и А. Фоменко и Н. Носовский.

Надо заметить в этой связи, что действительно имеющий место быть приблизительно 400-летний исторический период России точно складывается из 5 ее устойчивых 80-летних циклов.

Помимо линейных версий российской истории в работе
Е. Никифорова можно обнаружить ее нелинейную периодизацию [4].

Кратко она представлена в таблице 2.
Как видно в этой таблице, все крупные периоды российской истории, по Е. Никифорову, тоже с погрешностью не более чем 6% укладываются в рамки теоретической периодичности с интервалом в 80 лет.

Единственный из известных нам трудов, в котором обсуждается более короткая, приблизительно 50-летняя периодичность российской общественной жизни, принадлежит В. Волконскому.

Подводя некоторый общий итог исследованиям в области периодичности российской истории, можно заключить, что теоретически определенный для России с погрешностью в 10% ее 80-летний цикл подтверждается большинством конкретных исторических изысканий.

Природа длинноволновой исторической цикличности

В чем может заключаться природа этой длинноволновой исторической цикличности? Рассмотрение динамики расширения пространства России на карте Земли (рис. 1) приводит к выводу — в колебаниях энергии своеобразного «социального облака» людей.
На рис. 1 показано такое социальное облако, начавшее расти на Земле с начала XIV века (с 1380 года) из точки под названием Москва. Первоначально оно распространялось в восточном направлении, и к 1552 году оно достигло Урала, к 1784 — Америки, а к второй половине XIX века — продвинулось на юг и «захватило» всю Среднюю Азию и Казахстан. На Запад наиболее устойчиво «облако-Россия» смогло распространиться в середине XX века после победы России над Германией. Рассмотрим эту историческую динамику еще и в табличной форме (таблица 3).
Таблица показывает, что крупные импульсы продвижение российского облака на Запад и Восток осуществлялись практически строго ритмично с установленным ранее расчетно-теоретическим интервалом времени между событиями в 80 лет.

«Облачная» аналогия расширения границ общества в пространстве приходит на ум даже при сколько-нибудь беглом сопоставлении картинки расширения границ России на карте и рассмотрения динамики природных облаков. Помимо качественных аналогий в динамике облачных и социальных систем можно обнаружить много и количественных параллелей. Так, у представимого подобным образом «облака-России» и настоящего облака трудно установить точную начальную и конечную стадии эволюции. Известно только, что, однажды зародившись, и физическое и социальное облако проживет весь свой цикл и сойдет с горизонта либо «выпав в осадок» либо дав жизнь другим облакам. Тем не менее, как это теоретически установлено и описано выше, и облака и государства тем дольше существуют на свете, чем они крупнее. Кроме того, известно, что для понимания их эволюции в пространстве и во времени нужно тщательно измерять все актуальные фрагменты жизни подобных систем, поскольку их поведение часто зависит, как говорят математики, от параметров второго порядка малости. О перспективах же роста и социальных и физических облаков можно говорить лишь в вероятностных категориях. На перспективу теоретически можно прочерчивать лишь «коридоры эволюции» и государств и облаков. Окончательной же их конфигурацией в каждый данный момент времени можно, да и то с известной долей натяжки, управлять актуальными импульсами активности. Причем, как и в природе, если управляющие импульсы не будут согласованы достаточно точно с траекторией эволюции по фазе и частоте, то, будучи положительными, они могут порождать отрицательную реакцию среды и наоборот.

Приблизительно так, вероятно, и произошло в СССР в 1985 году, когда попытались ускорить общество, находившееся накануне долговременного социально-экономического спада. Ускорение в этом случае лишь усугубило внутренний кризис российского общества.

Общим знаменателем эволюции и облаков и общества является их так называемый диссипативный характер, который проявляется в неизбежном распаде подобных систем со временем на меньшие составляющие, как Великобритании, в свое время, или СССР.

Помимо естественных рамок развития, физические принципы социальной механики содержат в себе и зачатки простейшей, но тем не менее вполне содержательной модели общественного развития. Общую длину, например, социально-экономического цикла развития России, его начало, апогей, окончание и максимальные масштабы возможных социальных, промышленных или научно-технических достижений.

Благодаря изысканиям по циклической динамике истории становится понятно, что все политическое, социальное и экономическое прошлое и будущее России должно вмещаться в эти характерные временные рамки отечественной жизни.
Динамическая структура социального цикла

С точки зрения теории социальной турбулентности (см. уравнение 1, раздел 1.2) энергетику жизненного цикла общества, условно разделенного на 6 равных фаз по 16% каждая, в графическом виде можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Структура энергетической составляющей социального цикла общества. При разложении социальной энергии по длине жизненного цикла виден чрезвычайно неравномерный характер ее проявления. Согласно теоретической модели общества, рассматриваемого подобным природным объектам тапа облака или галактики, наибольшим динамизмом оно должно обладать во второй фазе развития сразу после образования, т.е. по происшествии от 16 до 33 % времени от начала цикла. Высокой, на уровне, превышающем 80% от максимального, социальная энергетика общества продолжает оставаться еще довольно долго — до середины цикла. Далее, однако, она асимптотически уменьшается, и по происшествии 66% длины цикла составляет уже не более 50%, а на последнем 16% интервале уже не более 10% от максимального уровня.

В наибольшей степени социальная энергетика общества, его динамизм должны проявляться в физической подвижности, т.е. в способности социума продвигаться по поверхности Земли и осваивать новые пространства. Посмотрим под эти углом зрения на историческую динамику экспансии России в последних восьми циклах жизни страны (таблица 4).
Сопоставление представленных в таблице исторических данных с моделью социальной турбулентности можно считать вполне удовлетворительным. Действительно, все наиболее крупные импульсы расширения страны произошли в первой половине цикла ближе к его первой трети, как и предсказывает теория.

И теоретические оценки, и исторические данные говорят о том, что длинный цикл российского развития имеет, по крайней мере, две приблизительно равные фазы продолжительностью до 40 лет каждая. Однако, в следствие своей естественной гармоничности, длинный цикл развития может быть разделен не только на две половинки, но, следом за этим, и на четвертинки, 1/8 и 1/16 свои части. В случае России это означает возможность обнаружения в ритмах жизни страны 40-летних, 20-летних, 10-летних и 5-летних отрезков времени. Наиболее крупные из них — 40-летние ярко проявились в последнем цикле страны в интервале времени от революции 1917 года до запуска первого в мире искусственного спутника Земли в 1957 году, или в интервале от запуска первого в Евразии атомного реактора в 1946 году до чернобыльской катастрофы в 1986 году. В общем же случае разные по продолжительности ритмы в истории страны были сопряжены с разнокачественными событиями общественной жизни. Возможное объяснение этого феномена связано с неравномерным распределением энергетики общества по его разным фазам и пропорциональностью, в общем случае, масштабов социальных сдвигов длинам интервалов развития. Так, первая половина первой 40-летней фазы (продолжительностью до 20 лет) характеризуется минимальной энергией общественной жизни при ее быстром росте. Естественно поэтому предположить связь этой фазы с катастрофическими социально-политическими преобразованиями в стране. Вслед за этой фазой, однако, во второй части полуцикла, когда энергетика общества достигает своего максимума, обычно наблюдается бурный физический, научный, культурный и промышленный рост, завершающийся достижением вершин промышленного и культурного развития.

Вторая 40-летняя фаза, в свою очередь, в следствие падения социальной активности подразделяется приблизительно на 20-летний период консервации достигнутого уровня жизни (в последнем цикле это период с 1961 по 1981 год) и такой же приблизительно по продолжительности драматичной перестройки общественной жизни, нацеленной внутренне на подготовку к новому длинному циклу развития.

Помимо четырех основных фаз, длинный цикл делится еще и на серию более коротких ритмов, вплоть до найденных эмпирически в период СССР минимальных социальных хрононов России – «пятилеток». С точки зрения наших естественнонаучных представлений о динамическом феномене российского общества они вполне обоснованно могли быть приняты в свое время за единицы социально-экономического планирования.

10-летние интервалы общественной жизни страны наиболее ярко проявлялись в истории в ее катастрофических катаклизмах. Достаточно в этой связи вспомнить приблизительно 10-летний период смутного времени в начале XVII века или десятилетку экономического спада в 1989 — 1999 годах.

Рассмотрение внутренней структуры жизненного цикла страны говорит, однако, что физическими (динамическими) феноменами она не исчерпывается. Что в общественной жизни, как и в физических системах, имеет место всего лишь преобразование одного вида энергии в другую — кинетической, например, в потенциальную. Однако если физическую энергию общества мы сегодня научились как-то измерять (см., например, главу 1), то ее другие составляющие являются с точки зрения точных наук пока всего лишь гипотетическими, или, по-другому, качественными, а не количественными мерами развития общества. И тем не менее многолетние наблюдения за динамикой изменений в хозяйственной и культурной жизни общества (см., например, Батурин Ю.М., Доброчеев О.В. Возвращение на естественный путь// Независимая газета. 1997. 15 мая) показывают, что волновая картина изменений свойственна и культурной жизни. Более того, оказалось, что спадам в социальной активности, как правило, соответствует подъем в культурной жизни общества. Это обстоятельство можно интерпретировать в том смысле, что энергия социальной активности, как бы трансформируется в энергию творческой активности общества.

Следы этого феномена обнаруживаются и в исторической динамике.

Во всех рассмотренных циклах жизни страны, помимо ярко выраженных крупных политических и социально-экономических вершин в первой фазе цикла, можно обнаружить также еще и 1 — 2 крупных научных всплеска в начале и конце цикла. Таковыми в XX веке России были, например, послереволюционный подъем научной активности 1920-х — 1930-х годов и послевоенный всплеск научно-технических достижений 1940-х — 1950-х годов.

На больших же интервалах истории — 400-летних ее отрезках это явление — трансформация социальной активности общества в ее творческое и технологическое наполнение проявляется особенно рельефно. Так, например, окончание второго 400-летнего периода российской истории и канун смутного времени — 1586 год был отмечен созданием уникальных технических проектов — Царь- пушки и Царь-колокола. Практически ровно через 400 лет после этого события, тоже накануне крупнейшего исторического ослабления России — в 1986 году был осуществлен проект запуска российского космического челнока — «Бурана».

Большое разнообразие социального и политического содержания различных циклов развития страны в сравнении с практически синхронными импульсами ее физической активности, проявлявшейся, в частности, во внешней экспансии, говорит о высокой изменчивости, вариативности содержания внутри­политической жизни страны по отношению к консервативным колебаниям ее физического состояния.

В заключение этого раздела о волнообразном развитии России в пространстве и времени нельзя не сказать несколько слов о «философии цикличности»

По нашему мнению, вариативность, изменчивость является не частным, а наиболее общим свойством социальных циклов. Такова их отличительная природа, обусловленная многозначностью социума, состоящего из многих тысяч или миллионов частиц. У каждой физической или корпоративной частицы социума множество степеней свободы поведения. Это обусловливает неустойчивость социальной динамики и, как следствие, изменчивость ее актуального проявления в каждой новой исторической эпохе. Более корректно поэтому следует говорить не о социальных циклах развития, а о крупных социальных флуктуациях общества, т.е. не о циклических в строгом смысле этого термина, а о подобных волновым изменениям общественной жизни. И не о строгой повторяемости событий через равные промежутки времени, а о качественной повторяемости, о чем, собственно, и говорили все исследователи этого явления с точки зрения гуманитарных наук. Точная наука в этом смысле оказывается с ними солидарна.

Более того, понятно, что точно фиксировать цикличность в общественной жизни, как в явлениях космоса, тоже не представляется возможным. Целый ряд социальных событий в некотором интервале исторического времени современниками может рассматриваться эквивалентными по своему значению, а для историков, рассматривающих то же самое через призму времени, представлять, тем не менее, совершенно разный смысл. Условная цикличность, повторяемость важны поэтому в большей степени как инструмент, удобная и практичная модель для прочтения текущих событий через призму времени, а не как жесткий арифметический закон социального развития. К такому отношению к общественной истории подталкивает и естественная наука, уже более столетия сталкивающаяся с подобными «нечеткими» циклами и ритмами в жизни природы. Тем не менее строгое и по возможности точное определение и описание цикличности не бессмысленно, поскольку в рамках тех же естественно-научных открытий последнего времени установлено существование в жизни природоподобных, многочастичных или, иначе, социальных систем внешних модуляторов. К наиболее ярким открытиям подобного рода относится параллельная изменчивость солнечной и социальной активности, обнаруженная А. Чижевским. Солнечная активность при этом является, безусловно, гармоничной, физической, а социальная, безусловно, лишь волнообразной. В этом примере, однако, хорошо понятно, что знание строгой волнообразности общественной жизни является важнейшим инструментом ее точного прочтения и базой для возможного практического управления.
Made on
Tilda