А жизнь, в рамках этого физического представления, становится всего лишь одной из форм существования очень больших систем [6].
Подобие динамического поведения очень больших систем (ОБС), закрепленное в их единой физической модели, открывает широкие возможности для переноса знаний из одной области науки в другую. Например, математические модели и количественные закономерности из физики в экономику, биологию, социологию, психологию, политологию и искусство. А из них, в свою очередь, эмпирические знания, художественные представления и образное качественное описание в физику.
Впрочем, выдающиеся ученые это уже давно делают. Как, например, А. Колмогоров, в виде гидродинамической аналогии финансовых потоков [24], и Ю. Батурин, в виде турбулентной аналогии течения политической жизни [1]. Или Чижевский в виде аналогии солнечной активности и социальной, Кондратьев, в виде физической, в своей основе, волновой модели экономики и Кристаллер, в виде сотовой ячеистой пространственной модели хозяйства. Однако, до сих пор являлось все это миру в форме уникальных открытий, которых за весь XX век было не так много. Сегодня же это может стать стандартным методом анализа и прогнозирования поведения ОБС.
Фрагменты физических знаний, которые мы использовали в попытках решения гуманитарных задач, нужны нам были не только для придания убедительности рассуждениям о жизни. Но и для того, чтобы показать, что накануне взрывного распространения на планете вирусной пандемии были открыты новые физические законы, движения большого количества частиц разнообразной природы, которые можно использовать для борьбы с ней. Обусловлено это тем, что основной механизм распространения вируса контактный. Поэтому, чтобы ограничить этот канал заражения людей необходимо знать законы их движения в пространстве (законы народодинамики, как мы их в свое время назвали [9]).
Более того, с их помощью можно перестроить структуру современного общества в согласии с изменившимися условиями глобальной жизни.
И создать с этой целью разумные машины (как их назвал У. Эшби в 1960-х вслед за фантастом О. Дрожжиным), способные конкурировать с человеком не только в скорости операций, как ЭВМ, но и эксклюзивной, еще недавно, его нелинейной логике [25].
Тут, однако, возникает вопрос о разуме, волновавший человечество и тысячи лет назад и сто, который сегодня приобрел форму проблемы искусственного интеллекта.
4. А есть ли разум?
В то время, когда Будда 2,5 тысячи лет назад считал, что жизнь – это порождение нашего ума, Сократ ответил на вопрос отрицательно (я знаю только то, что ничего не знаю). В XIX веке Александр Грибоедов увидел «Горе от ума», а в начале XX века фантасты А. Беляев и О Дрожжин задумались об искусственном разуме, первые модели которого в виде ЭВМ появились 35 лет спустя.
Однако, все накопленные к сегодняшнему дню знания не объясняют нам, механику мышления и, тем более, искусственного интеллекта, так же ясно, как движение электрического тока в проводнике или вращение Луны вокруг Земли.
Может быть потому, что знание, меняясь от эпохи к эпохе, является всего лишь отражением задач своего времени.
Поэтому к теме разума человек вынужден регулярно возвращаться.
На наш взгляд, разум состоит в умении делать полезные (целесообразные) выводы из наблюдений.
Т.е., в своей основе представляет рефлексию, которой обладает каждый объект природы. Отличаются у разных объектов лишь механизмы рефлексии, объем наблюдений, скорость и качество их переработки.
Если вы, к примеру, способны охватить разумом Вселенную, у вас будут одни выводы, если свой личный интерес – другие, а если можете только адекватно ответить на механическое воздействие, то третий.
Ясно, также, что разум это коллективное явление, поскольку он нужен для взаимодействия с окружающей действительностью. Другими людьми, природой и космосом.
У нас есть даже огромный опыт изучения сознания человека, широкий спектр функций и плодов которого хорошо известен.
Этот букет знаний, однако, не только восхищает своими божественными проявлениями, но и вслед за Грибоедовым сеет сомнения. Достаточно только вспомнить такие изобретения, как немецкие концлагеря, в которых человек уходил из жизни ровно за те же 280 дней, за которые входил в жизнь. Или атомную бомбардировку американцами Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. или, наконец, глобальную пандемию коронавируса, которую американцы считают изощренной формой войны с ними китайцев, не обращая внимания на миллионы жертв во всем Мире.
С узкой технократической точки зрения, казалось бы, число жертв коронавируса измеряется сегодня все лишь малым параметром - тысячными долями процента населения Земли.
Но кто знает, как повлияет такой малый параметр на самую большую глобальную социальную систему и способен ли кто-то просчитать его последствия?
По нашему мнению, никто.
И не только не потому, что ученые этим не занимаются, а потому, что такой вопрос и не мог быть корректно, как говорят математики, поставлен до появления в окончательном виде теории ОБС в 2019 г. [6].
Поэтому критические значения малого параметра, вызывающего системную перестройку величиной в 20% и 1,5%, не могут быть применены к глобальному человечеству, поскольку установлены лишь для некоторых гидродинамических потоков и экономических систем [6]. А не для склонных к синхронизации (в том числе катастрофической) высокочастотных глобальных систем, о которых ничего не было известно, авторам современной физики.
Не могут эту задачу осилить и системы искусственного интеллекта (ИИ), поскольку они базируются на идеальной модели хаоса, разработанной Больцманом полтора века назад для систем, которых, как мы показали выше, в природе не существует. Поэтому средства искусственного интеллекта для оценки ли пределов роста населения Земли или его чипирования, для повышения социальной устойчивости, будучи не адекватны объекту могут привести лишь к умножению наших бед.
Для понимания (т.е., всего лишь, сохранения, а не стабилизации состояния, которое согласно законам ОБС невозможно) чрезвычайно бурно развивающегося мира, подверженного стохастическому резонансу, нам может понадобиться машина разума (МР), способная с помощью турбулентной логики живых систем в сверхвысокочастотном режиме решать глобальные бесконечно размерные задачи.
А поскольку сознание является, с нашей точки зрения, всего лишь своеобразным динамическим анализатором сигналов природы и общества, первая модель может быть построена по законам этих очень больших систем (1-5) [24].
На основе модели ОБС (вернее даже знания лишь одного ее фрагмента -длительности и структуры глобальных волн технологических нововведений [7]), мы можем оценить период появления МР (см. табл. 2).