1. В какое время Мы живем
Войны или мира?
Хотя мы тут в России и знаем свой «неторопливый» характер (Н. Михалков в форме просвещенного консерватизма говорит и пишет о нем десятилетиями), в условиях помутнения разума «мировых СМИ» нельзя не вспомнить Бисмарка, говорившего о том, что он знает 100 способов выгнать русского медведя из берлоги, но ни одного, как загнать обратно.
Удивительное дело, к авторитету иностранца приходится прибегать для объяснения своей сущности. Так велико мастерство заокеанских партнеров, искусно создавших в российском обществе атмосферу недоверия самим себе. Причем до такой степени, что постоянно слушая Президента о том, что Россию принудили к военной спецоперации на Украине, не понимаем, о чем он говорит.
Но чувствуем (у русского характера этого тоже нельзя отнять) его ПРАВДУ.
Нас принудили.
Но не только «заклятые партнеры», но и уникальный трагизм нашего времени, в который мы попали, побежав по пути европейского прогресса.
Принудить к такому могут, действительно, только обстоятельства непреодолимой силы.
Что же им мы можем противопоставить?
В чем сила, американец?
В искусственном интеллекте или естественном разуме?
Непонятность мира, сложившегося в результате многовекового научного прогресса, объясняется отсутствием его исторических аналогов. Человечество не знало такой неразрывной взаимосвязи всех людей между собой и с природой, ни в периоды мировых войн XX в., ни во время колониального освоения нового света, ни в великие переселения народов, ни в древней истории.
Поэтому поиск новых форм «мирного сосуществования», а еще лучше и естественнее, «приязненного взаимопонимания» всех на свете требует недюжинного умственного труда, поскольку в вопросах жизни и смерти полагаться на искусственный интеллект, являющийся всего лишь «техническим протезом» сознания, можно только в случае его нездоровья.
А, как считал Ферми, увидевший острым умом глубоко скрытый в природе источник ядерной энергии, любая ясно поставленная задача может быть решена, поскольку в ней уже сосредоточено 80 процентов содержания.
Если к этому добавить доказанную всей историей авиации и космонавтики мысль Жуковского о том, что человек полетит не силою мышц, а ума, то ответ на поставленный вначале вопрос станет очевидным.
Только разум может найти формулу планетарного сосуществования.
В этом случае, однако, возникают другие вопросы: какой разум для этого нужен и где его искать?
Ответ известен: новое – это хорошо забытое старое.
Вторая жизнь концепции исторических тел В. Ключевского
В начале XX в. профессор истории Московского университета В. Ключевский в нескольких абзацах своих многотомных трудов заметил, что существуют исторические тела, которые рождаются, живут и гибнут, как и органические тела природы.
Чуть более чем через 100 лет на этот тезис обратили внимание советские физики Ю. Батурин, А. Серебров и автор. В результате, в трудах Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова появилась работа: «Волновая модель истории» [1].
Если нам теперь опереться на изложенное в нем физическое содержание концепции В. Ключевского, то хотя и в несколько упрощенной форме, мы сможем продвинуться в понимании нашего времени, места и предназначения.
В таком случае устойчивую в ближайшие годы траекторию роста человечества следует искать путем оптимального сочетания сетевых методов регулирования прогрессом с установленными в последнее время физическими законами развития общества (народодинамики) [2].
Всемирная сеть глобального регулирования
На наш взгляд, поиск этого механизма и идет сегодня на Украине в остром конфликте Запада с Россией. Поскольку в его идейной основе лежит противостояние американской сетевой системы глобального управления миром и консервативной модели «русского» мира.
Поясним это кратко.
Мир людей, исходя из современных физических представлений [3], это некое динамическое пространство, наполненным жизнью. Его корни восходят к русской общине, которая, как тогда говорили, жила в миру, т.е. в согласии всех ее членов между собой и c окружающей природой. Из этого представления о мире вытекает философия русского космизма К. Циолковского. Такое толкование мира, будучи шире европейского, как периода отсутствия войны, или безжизненного пространства, или заботы человека об окружающей природе (экологии), делает его интегративной характеристикой общественной среды, поведение которой описывается законами народодинамики [3].
Сетевое же управление, без относительно к практике его применения, малозначащее понятие, подобное плановому хозяйству. Обращаясь, поэтому, к американским корням сетевого общества Шваба и Ривкина, мы можем его охарактеризовать как очень эффективную систему кризисного управления растущим обществом (кратко, прогрессом). Об этом ярко свидетельствует построение американцами единственной в мире глобальной державы за 215 лет [3]. А один из ключевых принципов этого управления охарактеризовал Шлезингер. Миром управляет небольшое количество очень умных людей не из перовой строчки известности….
Поэтому естественным кажется применение такого инструмента в нынешней ситуации. Однако, здесь возникает методологический парадокс, состоящий в использовании стимуляции роста общества для его стабилизации.
Китай, столкнувшийся с ним первым, решил задачу традиционным для себя способом – инкорпорированием технологических приложений сетевой модели в традиционную систему «срединной империи».
Россия в 1991 г. тоже пошла традиционным путем – модернизации общественной жизни, как это было и во времена князя Владимира, и Перта I, и Ленина - Сталина.
Однако, первые попытки ее научного осмысления, предпринятые в Клубе российских ученых «Глобальный мир» (организованном в 2001 г. под руководством директора ИМЭМО акад. Н. Симония), привели к выводу о временности глобального мира по-американски и неизбежности его ячеистой реструктуризации (см. рис. 1) [4].