Dobrocheev.ru 2020 год
В какое время мы живем?

- Фантастическое!

О.В. Доброчеев
Dobrocheev.ru 2020 год

В какое время мы живем?

- Фантастическое!

О.В. Доброчеев
Это далеко не риторический вопрос, поскольку он определяет дорогу в будущее. А мы сегодня не только не видим будущего, но даже выхода из вирусной пандемии.

Понять сложившееся положение вещей нам поможет преломление хорошо известных идей Ключевского о существовании исторических тел, которые рождаются, живут и умирают подобно органическим телам природы, и представлений Гумилева о волнах пассионарности этноса, через призму физической теории очень больших систем (ОБС), математическим языком описывающей динамику природы, жизни и разума [1]. Такой подход к истории, позволяет увидеть в ней три уровня аналогий нашему времени.

Первый уровень

Аналогия самого высокого уровня основана на обнаруженном в истории чередовании всплесков мировоззренческих и религиозных концепций [2]. Их совокупность можно изобразить в виде последовательности двух волн, в своих основаниях опирающихся на Моисея и Чингисхана, а в вершине – на Пифагора и Прометея с одной стороны, Ньютона и Гагарина, с другой.

График этих волн на рис. 1 показывает, что человечество каждые 560 лет испытывает мировоззренческие революции, олицетворяемые именами Моисея, Пифагора, Христа, Мухаммеда, Чингисхана и Ньютона [2].

Одновременно он говорит, что мир сегодня находится на пике социальной драмы 2240-летнего масштаба, сопоставимым с пифагорейскими временами Древней Греции. Заглянув в этот период истории, мы можем обнаружить там (внутри эпохи между Аристотелем и Птолемеем) психологическую атмосферу, похожую на современную. Потому, что и тогда и сегодня человечество оказалось захваченным мощными вихрями мировых войн, как в XX столетии, или покорения практически всего древнего мира от Греции до Индии Александром Македонским. Не беспочвенно, поэтому у жителей средиземноморья начали возникать тогда представления об апокалипсисе, а в Греции расцветать философия.

Спустя чуть более 2000 лет мы тоже обнаруживаем в Европе мощный творческий всплеск, но уже не классической философии, а скорее математических начал натуральной философии, как этот вид творчества назвал 300 лет назад Ньютон.

А поскольку базовые принципы современной науки заложены Ньютоном, то в каком-то приближении ее всю можно отнести к современной математической версии философии природы, первые плоды которой в виде физики говорят, что не совсем уж безуспешной версии.

«Математизация» философии, начатая Ньютоном, естественным образом распространилась в XX в. на другие разделы науки, включая гуманитарные. Сегодня этот процесс дошел до создания универсальных моделей очень больших систем природы жизни, экономики и разума [1,3]. И это не предел, поскольку нет оснований полгать, что «физическая» версия греческой философии (натурфилософия) будет короче предшественницы.

Наш вывод о качественном подобии современности древнегреческому периоду не оригинален. Аналогичные оценки делают и философы. Так, по мнению заведующего Лабораторией философии хозяйства МГУ им. М.В. Ломоносова проф. Ю.М. Осипова атмосфера апокалипсиса наилучшим образом характеризует не только историю 2000-летней давности, но и настоящее время. Отличие оценок классической философии от новой состоит только в деталях. Физический анализ истории позволяет увидеть ее в динамике и понять, что, за чем и как долго будут следовать в будущем.

Второй уровень аналогий

Его показывает на рис. 2 сверхдлинная 560-летняя волна Науки.

Заглянув с ее помощью на 560 лет назад, мы в атмосфере того времени увидим проясняющие сегодняшнюю ситуацию аналогии. Обнаруживаем, например, что с 2012 по 2052 г.г. мир находится в состоянии, похожем на период от рождения Леонардо да Винчи в 1452 г. и падения Византии в 1453 г. до великих географических открытий, завершившихся открытием Америки в 1492 г.

Т.е. в такой фазе волны пассионарности, которую Гумилев характеризует устремленностью людей к идеалу знания и творчества [1]. 560 лет назад это проявилось в возрождении на развалинах Византии культуры Западной Европы, постепенно распростершей свое влияние на весь мир и подъеме исламской волны.

Такие периоды, как пишет Гумилев, завершаются обычно кристаллизацией накопленных богатств в памятниках культуры, и кровопролитием, после которого может начаться новая волна истории. Как известно (см. период с -560 г. до 0 г. на рис. 1), аналог нынешней сверхдлинной волны заканчивался процессами бурного социального разложения общества, войнами и сменой философского мировоззрения на религиозное. Обращение к этой предыстории говорит, что наблюдаемая сегодня математизация науки и бурная цифровизация экономики может завершиться в XXIII в. парадоксальным образом - становлением на их месте «постнауки» или нового «времени Богов» [4].

Третий уровень аналогий

Этот уровень возникает при переходе от сверхдлинной волны науки к показанным на рис. 3 ее 140-летним гармоникам, которые по своему характеру схожи с глобальными волнами социальной турбулентности или пассионарности по Гумилеву или социальной активности масс по Чижевскому.

Рассмотрение истории на этом масштабе времени открывает нам новую страницу знаний волновой динамики общества. Оказывается, переход от одной глобальной волны к другой сопровождается крупными социальными катастрофами. В конце XYIII – начале XIX вв. это была эпоха наполеоновских войн. В XX в. эта фаза истории была отмечена двумя мировыми война, первая из которых привела к распаду мировых империй (причем практически строго через 2240 лет после распада империи Александра Македонского в 323 г до н.э.), а вторая привела к рождению двух сверхдержав.

Если содержание этих гармоник расшифровывать по аналогии с фазами волны пассионарности Гумилева [1], то третья волна эпохи Ньютона, начавшаяся с полета Гагарина, в настоящий период 1990-2025 гг. представляет собой время высокого творчества. Это подчеркивают аналогичные фазы 1710-1745 и 1850-1885 гг. предыдущих глобальных волн, в которых произошло становление классической физики Ньютона, а 140 годами позже - статистической физики Больцмана.

Поэтому сегодня в мире неизбежны новые творческие всплески, революционизирующие всю общественную жизнь.

Подводя краткий итог поиску исторических аналогов нашему времени, подчеркнем, что мир, сегодня находится на пике пассионарности 2240-летнего масштаба. Сдвигаясь на этот период истории в прошлое, мы обнаруживаем, что в 1909- 2090-х годах аналогом нашего времени является эллинистический период, в той его фазе, которая началась с переустройства политического мира учеником Аристотелем Александром Македонским, а закончилась Птолемеем.

Одновременно, в рамках сверхдлинных волн инноваций наше время (с 2012 по 2052 гг. ) оказывается схожим с ранним возрождением и периодом великих географических открытий, который олицетворяют имена Леонардо да Винчи и Христофора Колумба.

В нынешней же глобальной волне 1928-2068 гг. этот интервал (с 2012 по 2052 гг. ) соответствует высокой творческой активности масштаба Маркса, Ленина, Дарвина, Больцмана, Менделеева и Планка 1872-1912 гг. предшествующей 140-летней волны.

Поэтому высоки шансы, что плоды наших современников будут востребованы сотни и тысячи лет. Если, конечно, нам удастся сохранить человечество, которое, в этот период своей жизни не думает о ней, а безоглядно рвется к успеху, как это увидел в волнах истории Гумилев.

Вихревая дорога в будущее

Наше время по представлениям Гумилева, преломленным через 140-летнюю турбулентную модель исторических тел, характеризуется не только творческим подъемом, но высокой социально – политической нестабильностью. Поэтому не удивительно, что в аналогичный период 140 лет назад началась русско-турецкая война 1878 г. , затем в 1881 г. был создан Союза трех императоров, а через 8 лет в 1889 г. - Второй интернационал. И в этот же период И. Мечников формулирует фагоцитарную теориею иммунитета, Максим изобретает пулемет, а в Америке строят первую электростанции и т.д.

Сегодня, 140 лет спустя, мы наблюдаем подобные по масштабам и сопоставимые по качеству события, включая множество региональных войн и глобальную вирусную пандемию с большим числом жертв, механизм противостояния которой, в виде иммунитета, Мечников открыл практически строго в рамках глобальных волн - 138 лет назад.

Если же с помощью турбулентной модели исторических тел Ключевского заглянуть в будущее, то через гармонику глобальной волны длиной в 35 лет мы можем попасть в социально-политическую атмосферу, породившей Первую мировую войну, а через волну в 560 лет, в период открытия Сверхнового света (если Новым светом тогда была названа Америка).

Глядя, таким образом, на 70 лет вперед, мы в конце XXI века обнаруживаем возможность становление новой исторической эпохи, как это случилось 140 годами ранее, при возникновении после Второй мировой войны двух ядерно-космических сверхдержав или как это случилось еще 140 лет до того с появление великих держав.

По представлениям механики очень больших систем виды, формы и особенности нового будущего (в отличие от его масштабов и жестких временных рамок, которые формируются инерцией движения исторических тел) определяются параметрами второго порядка малости. Среди них, как это заметил Кейнс еще 100 лет назад, присутствуют политики, ученые и предприниматели, способные в ритмах глобального времени загодя сформулировать образы будущего. По нашим наблюдениям инерция претворения в жизнь такого рода «достаточно безумных», как их называл Н. Бор, идей, такова, что самые фантастические проекты могут реализоваться как минимум за 35 лет (как лазер, персональный компьютер, ракетно-космическая техника), а как максимум за 105 (покорение Луны) [1, 2].

Поэтому сегодня за 34-70 лет до всемирной перестройки 2054-2090-х годов у нас есть шанс выстроить, если и не безупречную, то хотя бы безопасную сеть траекторий перехода во второй половине XXI в. через точку сингулярности от эпохи «человека разумного» к эпохе «человека планетарного» или «вселенского».

Критическими вехами или разворотными точками на этом пути по нашему мнению могут оказаться следующие годы и события (таб. 1).

Наш фантастический сценарий

Задачей человечества в этих условиях (и, в первую очередь России, находящейся на пике глобальных преобразований), становится разработка неповторимого (встречающегося лишь раз в 560 лет) или фантастического сценария спуска человечества, с вершины безудержного прогресса XX в. на равнину жизни через череду уже заложенных «Рубиконов» развития.

При формировании этого сценария мы можем принять во внимание некоторые идеи и инструменты физического описания движения жизни. А па этом основании, еще на старте, прийти к неожиданным выводам и действиям.

Сдержанно, например, отнестись к перспективе освоения космоса, о неизбежности которого предупреждал К. Циолковский. Советские ученые, по словам И. Острецова, это поняли еще в 1970- годах, когда не смогли создать ядерный двигатель, способный обеспечить полёт на Марс по самолетной схеме [5]. Несколько позже исследования физической природы сознания обнаружили другое препятствие – его высокую чувствительность к невесомости [1].

Поэтому основной задачей человечества в XXI в. становится создание планетарной социальной системы, способной минимизировать риски глобализации, состоящие в максимизации мощности производства, энергетических выбросов, производительности труда, предельно узкой специализации, цифровизации экономики, и, как следствие, двукратного увеличения продолжительности жизни человека до 140-лет [5].

Согласно теореме Эшби это потребует поиска критически необходимого социального, экономического и интеллектуального разнообразия планетарного сообщества, тяготеющего из-за своей замкнутости к унификации и цифровизации, а согласно теории ОБС - сотового мироустройства, включающего диверсифицированную систему энергоисточников.

Сегодня, через две с половиной тысячи лет после появления Будды Гуатамы, человечество сделало только одно маленькое продвижение в его учении о том, что наши мысли формируют наше будущее. Удалось измерить интервалы времени, которые отделяют крупные общечеловеческие мысли - устремлении от их физических последствий. Они оказались равными 35, 70 и 105 годам [1,2]. А поскольку мы находимся сегодня в очередной точке бифуркации истории, отклик идей которой наступит через 35 – 70 лет, у нас появляется уникальная возможность спасти мир, реализовав в самые драматичные годы XXI в. свои представления о жизни вне зависимости от того, как заметил Кейнс, ошибемся мы или будем правы.

Великая сила инерции жизни, преломленная пониманием турбулентной логики ее движения, спасет Мир.

Литература


1) Доброчеев О.В. Механика очень больших систем природы, жизни и разума. М.: ТЕИС. 2019. с.144.
2) Доброчеев О.В. Глобальные волны технологических нововведений // Космонавтика XXI века. Под ред. акад. Чертога Б.Е. М.: СОФТ. 2010
3) Клепач А.Н., Доброчеев О.В. Физические начала макроэкономики// Философия хозяйства.2020. №2.
4) Доброчеев О.В. Постнаука или время Богов// Философия хозяйства.2006. №6.
5) Клепач А.Н., Доброчеев О.В. Призрак нового человека//Россия и идеология / под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой, И.П. Недзвецкой. – М. Экономический факультет. МГУ им. М.В. Ломоносова .2020. С.83-88

Made on
Tilda